ГДЕ РЕЗНОЙ ПАЛИСАД...

Часть 5. Вологда

Воспоминания спортивной молодостиЗаречьеВазы по угламЕще ДионисийСмелая интерпретацияФлора, фауна и «Возвращение с охоты»come expect you surkiДом купцаНечеловеческих размеров лошадьМонастырский триколорСкоростное возведение часовни

Направляясь в Вологду, я предавалась воспоминаниям о том, как во времена своей спортивной молодости ездила туда на соревнования и жила в гостинице «Спорт». Но глазам нашим предстала печальная картина. Еще в прошлом году, путешествуя по Волге, мы обратили внимание на кризис гостиничного бизнеса. Особенность этого кризиса в том, что проигравшие в суровой борьбе за выживание гостиницы (обычно дешевые) медленно разрушаются. Их не продают, не сдают в аренду, они стоят с заколоченными дверьми и выбитыми стеклами. Вот так и «Спорт». Из его выбитых окон доносилась нерусская речь, вероятно, туда самочинно вселились какие-нибудь беженцы. К счастью, это была не единственная гостиница, и после некоторых метаний мы поселились в «Золотом якоре». Эта почтенная гостиница именно с этим названием существует в городе уже не первый век. Может быть, поэтому там не оказалось воды на всех этажах, кроме первого...

Но мы решили презреть коммунальные неудобства и отправились гулять по городу. А город того стоит.

Одна из самых красивых частей города (хотя и самая неухоженная) — Заречье. Там, как, впрочем, и во всем городе, много замечательных деревянных домов, украшенных местами обвалившейся, но все же очень красивой резьбой. В Вологде есть деревянная каланча, являвшаяся когда-то неизменным элементом городского пейзажа, но ныне мало где сохранившаяся, за ненадобностью. А по улицам все-таки ходят коровы. В церкви Сретения на набережной находится общежитие работников культуры. Мы не привыкли этому удивляться, но в данном случае очень странно то, что с церкви не сняты не только многочисленные главки, но и кресты на них.

А одна из самых красивых и неожиданных церквей в городе — ц. Варлаама Хутынского в переулке Засодимского. Это абсолютно светская классицистическая архитектура, вместе с тем удивительно органичная для культового здания. Вместо маленьких главок по четырем углам от главного купола расположены вазы.

Утомившись гулять пешком, мы решили совершить водную прогулку на теплоходе «Дионисий», как приглашал рекламный щит. Мероприятие это стоит отдельного рассказа. По расписанию «Дионисий» должен ходить каждые два часа. Но только если наберется 15 человек пассажиров. Когда третий раз выяснилось, что мы единственные желающие, пришлось намекнуть капитану (обаятельному грузину), что неплохо бы хоть раз прорекламировать себя в мегафон. Что он и проделал, одновременно послав юнгу на площадь зазывать народ. Минут через пять со склона к воде уже бежали первые туристы. Через 15 мин. собрался кворум, и было принято решение отчаливать. Не зря старые краеведы советовали на любой город смотреть с двух точек: с самой высокой и с воды! Прогулка и правда была замечательной, ее не портил даже оравший из динамика Олег Газманов (первый раз слышала столько его песен подряд и невольно подивилась протеистичности лирического героя: от белого офицера до воина-интернационалиста и сутенера). Но когда мы возвращались, уже совсем стемнело, потому что вышли позже обычного (пока народ собирали, пока палубу прибирали...). А место швартовки было обозначено только отброшенным при отправлении трапом. Капитан дважды выбегал из своей рубки на нос и тревожно всматривался в темноту, приставляя руку козырьком. Потом попросил не фотографировать со вспышкой, чтобы не сбивали с курса. Наконец куда-то пристал, вновь выскочил из рубки (кроме него в команду входили две девицы, которые вытирали скамейки и продавали билеты и напитки) и выбросил юнгу за борт. Тот лихо протрусил по мелководью и подал трап. Было ощущение, что при этом он слегка притянул теплоход к себе. Швартовка прошла благополучно. Да здравствует доблестный экипаж теплохода «Дионисий»!

Несмотря на то, что самое сильное впечатление от Вологды — город сам по себе, не могу не отметить, что культурная жизнь там богата и разнообразна. В Молодежном театре идет спектакль «Чердак» по мотивам пьесы М. Горького «На дне». Смелая интерпретация, надо полагать.

Краеведческий музей Вологды преимущественно посвящен флоре и фауне и напоминает зоологический. Подробно представлены образцы погрызов бобра, чучела разных обитающих в Вологодской области животных (особенно странное впечатление производят «чучела мертвых животных»). Есть очень важный стенд «Негативные антропогенные воздействия на охраняемых территориях», а попросту фотографии кострищ, стоянок машин и т.д. в многочисленных природных заповедниках области.

Есть и неплохая картинная галерея, где довольно широко представлен 20 век. На одного из моих сотоварищей сильное впечатление произвела картина художника Н. Е. Сверчкова «Возвращение с охоты». Выражение лица возвращающегося охотника напомнило старый анекдот про рыбалку: «Чего там уметь — наливай, да пей!»

Недавно в Вологде был создан Музей дипломатического корпуса. В 1917 г. весь дипкорпус был переведен в Вологду для пущей безопасности. Потом им было предложено вернуться в Москву (для той же безопасности), но дипломаты благоразумно отказались и через Архангельск покинули Россию. История пребывания дипломатов в Вологде представлена подробно, экспозиция продуманная и интересная. И что особенно приятно, во время вашего пребывания в музее милая девушка обязательно играет на пианино, даже если вы единственный посетитель. Нашлась и в этом музее своя жемчужина. Это телеграмма, которую генеральный консул США в России Мэддин Саммерс переслал послу Д. Френсису в Вологду из Петербурга (к слову сказать, Френсис этот, судя по имеющимся на него документам, активно призывал начать интервенцию в Россию). Текст телеграммы:

For Kosinof.
Mother has died come expect you surki. Alexander Kosinof at Astapovo.

Телеграмму переслали, потому что в Генеральном консульстве США в Петербурге никакого Козинова, загадочно пославшего самому себе телеграмму из Астапова (печально известного каждому русскому человеку, если, конечно, в России одно Астапово), не оказалось, о чем генконсул пишет в сопроводительном письме.

Другой не менее симпатичный музей — Дом купца. В нем представлены интерьеры купеческого дома, без особых затей, зато честно, дающие представление об обычной жизни людей. Там же — выставка, посвященная истории развития фотографии в Вологде, с множеством фотографий.

Главный музей города, Софийский собор, на год закрыт на реставрацию. Зато рядом с ним на всеобщее обозрение выставлен памятник Батюшкову. Батюшков держит в поводу невероятных размеров лошадь. Почему он с лошадью (не Пржевальский все же и даже не Денис Давыдов) — не очень понятно. Может быть, автор хотел намекнуть на участие Батюшкова в войне 1812 года, а может, его вдохновили истории о том, как безумный поэт все время рисовал белую лошадь (один из таких рисунков есть в очень скромном и не очень интересном вологодском Доме-музее Батюшкова). Но мы все же Батюшкова любим не за это?.. Еще две бронзовые фигуры находятся на почтительном от поэта расстоянии (так, что всех троих, да еще с лошадью, трудно уместить в кадр фотоаппарата). Одна из них — Афина (что косвенно подтверждает версию о войне двенадцатого года), другая, с дудочкой в руке, видать, сельская муза.

А похоронен поэт в Спасо-Прилуцком монастыре, в 2-х км. от Вологды. Туда ходит автобус и даже маршрутное такси. Монастырь действующий, мужской. Поэтому соблюдаются традиционные правила посещения. Женщины должны быть с покрытой головой (при необходимости весьма игривые молодые привратники выдают платки), кроме того, нельзя беседовать с братией и фотографировать их. Монастырь небольшой и ухоженный, при нем маленькое кладбище. Туда же перевезена одна из самых старых деревянных церквей (интересно, сколько в нашей стране музеев под открытым небом, где выставлена ПЕРВАЯ в России деревянная церковь?). Стены монастыря несколько неожиданно раскрашены полосами в три цвета (частое явление в Вологде, где многие дома покрашены в несколько цветов), и в хорошую погоду с речки Вологды открывается очень веселенький вид: желто-бело-розовые башенки на зеленом фоне.

Есть в Вологде и свой Музей деревянного зодчества. В деревне Семенково, куда также ходит автобус. На первый взгляд он невзрачен, но если попасть внутрь этих однообразных и мрачных домов, то встречаешься с интересной и со вкусом сделанной экспозицией. В каждом доме сохраняется его индивидуальность, приданная ему когда-то реальным владельцем. Особенно замечателен (потому что нетрадиционен) дом старого охотника, который уже не ходит на зверя, а лишь выслеживает его и продает свои "наводки". У него и приходно-расходная книга соответствующая имеется. И все это самое настоящее, а не муляжи. Экскурсоводы радушные, просто показывают и рассказывают, а не барабанят выученный текст. А через несколько дней после нашего посещения в Семенкове должен был состояться фестиваль плотников. В программе было запланировано скоростное возведение часовни Ильи Пророка. Думаю, возвели.

Назад
Дальше


На главную

Назад

Вперед

Оглавление

Фотографии:

Заречье

Еще раз Заречье

Софийский

Муза. Поэт. Лошадь

Нечеловеческих размеров лошадь

Спасо-Прилуцкий монастырь

Хостинг от uCoz